Государственная
инспекция труда в Воронежской области
Контакты
 
Адрес: 394026
г. Воронеж ,
ул. Дружинников, 4
Схема проезда
Телефон: (473) 246-68-20; Факс: (473) 251-24-46

 

Приемная руководителя
(473) 246-68-20

Факс: +7 (473) 251-24-46

Электронная почта: git@icmail.ru

 

Телефон «горячей линии» для консультаций по вопросам трудового законодательства:
+7 (473) 221-06-66
вторник с 9-30 до 13-00
пятница с 9-30 до 13-00

 

Личный прием граждан:
понедельник с 9-30 до 13-00
вторник с 9-30 до 13-00
среда с 14-00 до 17-30
четверг с 14-00 до 17-30

(473) 246-68-20
онлайнинспекция.рф
ОПРОС
  1. Какие каналы получения информации о деятельности инспекций труда Вы выбираете?

Специальная оценка условий труда


В связи с поступлениями обращений работодателей и организаций, проводящих специальную оценку условий труда по вопросу направления в Государственную инспекцию труда в Воронежской области результатов проведения специальной оценки условий труда, разъясняем следующее.

Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценки условий труда» (далее №426-ФЗ), Методикой проведения специальной оценки условий труда, утв. Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 24.01.2014г. и другими нормативно-правовыми актами.

В соответствие со ст.10 настоящего Федерального закона первым этапом проведения специальной оценки условий труда является е идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов,которая осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией, формируемой в порядке, установленном статьей 9 настоящего Федерального закона.

В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся (п.4 ст.10  №426-ФЗ).

В отношении данных рабочих мест, (на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены), работодателем подаетсяв территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (гострудсинпекцию), по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (п.1 ст.11  №426-ФЗ).

Форма и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда утверждены Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 07.02.2014г. №80н "О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда ".

Согласно п.п.3,5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 07.02.2014г. №80н, декларация подается работодателем по форме согласно приложения №1 к настоящему приказу в Государственную инспекцию труда по месту своего нахождения лично или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомления о вручении в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых подается декларация.

В соответствие с п.1 ст.18 настоящего Федерального закона  от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценки условий труда» (далее №426-ФЗ), результаты проведения специальной оценки условий труда подлежат передачев Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее информационная система учета). При этом обязанность по передаче результатовпроведенияспециальной оценки условий труда возлагается на организацию,проводящую специальную оценку условий труда. В п.2 ст.18 перечислены сведения, которые должны передаваться в информационную систему учета в отношении работодателя, в отношении рабочего места и в отношении организации, проводившей специальную оценку условий труда.

В соответствие с п.2 ст.28 №426-ФЗ, статья 18 данного закона вступает в силу с 01.01.2016г. Одновременно с этим в силу п.3 ст. 28 настоящего Федерального закона, сведения, указанные в статье 18, передаютсяв федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (гострудсинпекцию),  в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В настоящее время в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации работа по разработке порядке предоставления результатов проведения специальной оценки условий труда (в силу ст.18 №426-ФЗ), осуществляется.

Учитывая изложенное, рекомендуем организациям, проводящим специальную оценку условий труда,предоставлять в Государственную инспекцию труда сведения, изложенные в п.2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценки условий труда», в отношении работодателя (ч.1 п.2 ст.18) и в отношении организации, проводившей специальную оценку условий труда (ч.3 п.2 ст.18), - на бумажном носителе, в отношении рабочего места – на электронном носителе.

 

 

Аттестация рабочих мест заменена специальной оценкой условий труда

 

С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ. Напомним, что в силу ч. 12 ст. 209 ТК РФ в старой редакции аттестация проводилась в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (далее - Порядок аттестации). Специальная оценка условий труда ранее была предусмотрена ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ как основание освобождения от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам. Ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ утратила силу 1 января 2014 г. (подп. "г" п. 4 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).

По аналогии с результатами аттестации итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда (ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физ. лиц, не являющихся предпринимателями (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Особые положения предусмотрены для государственных гражданских и муниципальных служащих. Напомним, что в п. 4 Порядка аттестации были установлены иные исключения (в частности, аттестация могла не проводиться в отношении рабочих мест, на которых сотрудники были заняты только работой на персональных компьютерах).

По общему правилу оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч. 4 ст. 8 и 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Отметим, что в соответствии с п. 8 Порядка аттестации в отношении тех рабочих мест, условия труда на которых были признаны допустимыми или оптимальными, повторная аттестация могла не проводиться.

Существенным нововведением является установление в ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ классификации условий труда. По степени вредности и (или) опасности они подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1, 2, 3 и 4-й классы соответственно). В свою очередь, вредные условия могут быть четырех степеней (подклассов). Следует отметить, что в названной статье разъясняется, какие именно условия труда относятся к каждому классу (подклассу).

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией, которая соответствует требованиям, приведенным в ст. 19 данного Закона. Часть 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ устанавливает обязанности работодателя, в частности по обеспечению проведения такой оценки и предоставлению специализированной организации необходимых сведений, документов и информации.

Обратим внимание на следующее. Если в отношении рабочих мест была проведена аттестация, оценка условий труда может не проводиться в течение пяти лет с даты окончания аттестации, за исключением случаев назначения внеплановой оценки (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Предусмотрены и другие переходные положения, касающиеся юрлиц, которые были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест, до 1 января 2014 г. Так, они вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров), но не позднее чем до 31 декабря 2018 г. включительно (ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Если к специализированным организациям, аккредитованным на проведение аттестации рабочих мест, относятся испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 г., эти компании могут проводить оценку без учета требований, касающихся количества и состава экспертов (ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Кодекс РФ об административных правонарушениях также дополнен новыми нормами. Часть 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает ответственность работодателя за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение. В этом случае применяется мера в виде предупреждения или штрафа (в частности, для юрлиц - от 60 до 80 тыс. руб.). Ответственность специализированной организации за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда устанавливается ст. 14.54 КоАП РФ. Изменения, внесенные в Кодекс РФ об административных правонарушениях, вступят в силу с 1 января 2015 г. (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).